Основы инновационной деятельности в сфере информатики

Кафедра информатики и автоматизации научных исследований

Специальность: Прикладная информатика в области принятия решений

Преподаватель: Плехов А.С.

Целями освоения дисциплины (модуля) «Основы инновационной деятельности в сфере информатики»  являются изучение основных механизмов инновационной экономики, методов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, формирования интеллектуальной собственности, особенности инновационного маркетинга и процессов управления инновационными проектами.

К дисциплинам, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее, относятся  курсы "Теория вероятности и математическая статистика", "Модели и методы принятия решений", «Теория систем и системный анализ», «Методы анализа предметных областей»,  специальные курсы.

В курс включены основные понятия теории множеств,  анализа и синтеза систем, задач принятия решений, измерений, экспертных оценок, методов выбора решений.

К дисциплинам, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее, относятся учебная и производственные практики.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные понятия области своей профессиональной деятельности, информационно-правовое обеспечение процесса проектирования, методы проектирования информационных систем.

Уметь: обрабатывать и анализировать информацию из разных источников, определять целевое назначение информационных систем, обосновывать выбор проектных решений.

Владеть: методами и механизмами мониторинга и оценки качества производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем.

Содержание

1. Основные механизмы инновационной экономики. Современная экономика – экономика знаний. Конкурентные преимущества, даваемые технологическим развитием. Понятие инновации. Инновационный процесс, его стадии, особенности финансирования на разных стадиях, характеристика рисков. Операционная и инновационная деятельность компаний. Инновационный цикл. Инновационные режимы «рыночная тяга» и «технологический толчок». Структура инновационного цикла, содержательное и экономическое значение его этапов. Коммерциализуемость технологии на каждом этапе цикла как необходимое условие реализации инноваций. Связь риска с доходностью инновационного проекта. Продуктовые и технологические инновации, их цели и особенности продвижения. Субъекты инновационной деятельности: государство, потребитель, инвестор, разработчик, лицензиары и лицензиаты, инжиниринговые компании, производящие компании. Формы взаимодействия субъектов инновационной деятельности и применение этих форм при реализации сценариев продвижения. Роль рыночной свободы. Принципы передачи технологий, разработка организационно-правовых схем реализации инновационных проектов. Типы компаний на рынке инноваций: создатели, пользователи и модификаторы интеллектуальной собственности. Поводы для взаимодействия компаний и ключевые риски.

2. Коммерциализация результатов НИОКР и трансфер технологий. Основные стратегии коммерциализации научно-технических разработок и технологий. Формы коммерциализации научных результатов и разработок. Понятие трансфера технологий. Интересы и риски участников процесса коммерциализации (трансфера) технологий, влияние межкультурных различий. Риски участников. Специфика трансфера технологий, созданных на средства: бюджета; заказчика; собственные средства предприятия. Подготовка технологии к трансферу - «упаковка»: трансляция понятий в цепочке «изобретатель – предприниматель»; структура пакета и назначение документов из «упаковки» технологии; применение информационных технологий при «упаковке» технологий. Подготовка технологии для презентаций различного вида: устная презентация; презентация в специализированных изданиях; презентация в сети Интернет.

3. Инновационный маркетинг. Анализ целевых рынков при разработке стратегии коммерциализации результатов научных исследований и разработок и технологий. Маркетинговая и продуктная сегментация целевых рынков. Стратегическое предвидение. Сценарии проникновения новых технологий и товаров на рынок. Особенности маркетинга при продвижении технологий. Параметры рынка интеллектуальной собственности как информация для оценки коммерческого потенциала инновации и для принятия управленческих решений. Стоимость объекта интеллектуальной собственности в зависимости от характеристик инвестиционных процессов. Определение стоимости технологии – валоризация.

4. Интеллектуальная собственность как основа инноваций. Рынок технологий и интеллектуальная собственность, лицензии.
Влияние степени защиты интеллектуальной собственности, положенной в основу инновации, на силу и сроки воздействия конкурентов на потоки дохода от производства и продажи инноваций. Степени защиты: уникальная компетенция, новизна разработки, ноу-хау, патент на изобретение. Совокупность элементов защиты, создание собственного и преодоление чужих патентных барьеров для проникновения на рынки.

5. Управление инновационными проектами. Инновационные технологические проекты как основа деятельности современного предприятия. Формы инновационных предприятий. Особенности управления инновационными проектами. Функции в инновационных проектах. Инвестиционный анализ инновационных проектов. Финансирование инновационных проектов.

 

Лабораторный практикум

1. Основные механизмы инновационной экономики

1. Балансовая модель операционной и инновационной деятельности компаний.
2. Разработка плана коммерциализуемости технологии на каждом этапе ее жизненного цикла.
3. Моделирование связи риска с доходностью инновационного проекта.

2. Коммерциализация результатов НИОКР и трансфер технологий. 

1. Разработка форм коммерциализации НИР.
2. Подготовка технологии к трансферу - «упаковка». Разработка презентации.
3. Разработка презентации в сети Интернет.

3. Инновационный маркетинг.

1. Статистический анализ целевых рынков при разработке стратегии коммерциализации результатов научных исследований и разработок и технологий.
2. Определение параметров рынка интеллектуальной собственности как информация для оценки коммерческого потенциала инновации и для принятия управленческих решений.
3. Определение стоимости технологии – валоризация.

4. Интеллектуальная собственность как основа инноваций. 

1. Составление формулы изобретения. Патентный поиск в базах данных.
2. Подготовка документов к регистрации компьютерной программы.

5. Управление инновационными проектами. 

1. Поиск источников финансирования проектов с помощью сети Интернет.

Литература

а) основная литература

  1. Антонец В.А, Нечаева Н.В. , Инновационная деятельность в научно-технической сфере. Коммерциализация результатов исследований и разработок, Учебно-методический комплекс, Национальный проект «Образование», г. Н.Новгород, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2007, 108 с.
  2. Антонец В.А, Нечаева Н.В. Хомкин К.А. Шведова В.В. , Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок, г. Н.Новгород, Москва, изд. Дело, 2009, ISBN 978-5-7749-0531-7, 318 с.
  3. Серия «Инновационное развитие и коммерциализация технологий в России и странах ЕС».
  4. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций // Сборник статей под ред. Н.М.Фонштейн, М., ЦКТ АНХ, 1998.
  5. Основы коммерциализации НИОКР и технологий, М., АНХ, 1999, 272 с.
  6. Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. - М.: Юристъ, 2000. - 400 с.

б) дополнительная литература

  1. D.V.Gibson. Inter-organizational technology transfer: from standard technology packages to spin-offs // Commercializing high technology: East and West. 1997.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Используемые компьютерные программы: MS Excel, MATLAB/Stateflow, MS Access, MS PowerPoint.
  2. http://www.unn.ru/e-library/aids.html?pscience=5&posdate=2007
  3. http://www.ras.ru/innovations/commercialization2.aspx

Вопросы для экзамена

1. Конкурентные преимущества, даваемые технологическим развитием.
2. Понятие инновации.
3. Инновационный процесс, его стадии, особенности финансирования на разных стадиях, характеристика рисков.
4. Операционная и инновационная деятельность компаний.
5. Инновационный цикл.
6. Инновационные режимы «рыночная тяга» и «технологический толчок».
7. Структура инновационного цикла, содержательное и экономическое значение его этапов.
8. Коммерциализуемость технологии на каждом этапе цикла как необходимое условие реализации инноваций.
9. Связь риска с доходностью инновационного проекта.
10. Продуктовые и технологические инновации, их цели и особенности продвижения.
11. Субъекты инновационной деятельности: государство, потребитель, инвестор, разработчик, лицензиары и лицензиаты, инжиниринговые компании, производящие компании. Формы взаимодействия субъектов инновационной деятельности и применение этих форм при реализации сценариев продвижения.
12. Роль рыночной свободы.
13. Принципы передачи технологий, разработка организационно-правовых схем реализации инновационных проектов. Типы компаний на рынке инноваций: создатели, пользователи и модификаторы интеллектуальной собственности. Поводы для взаимодействия компаний и ключевые риски.
14. Основные стратегии коммерциализации научно-технических разработок и технологий.
15. Интересы и риски участников процесса коммерциализации (трансфера) технологий, влияние межкультурных различий.
16. Специфика трансфера технологий, созданных на средства: бюджета; заказчика; собственные средства предприятия.
17. Подготовка технологии к трансферу - «упаковка»: трансляция понятий в цепочке «изобретатель – предприниматель»; структура пакета и назначение документов из «упаковки» технологии; применение информационных технологий при «упаковке» технологий.
18. Подготовка технологии для презентаций различного вида: устная презентация; презентация в специализированных изданиях; презентация в сети Интернет.
19. Анализ целевых рынков при разработке стратегии коммерциализации результатов научных исследований и разработок и технологий.
20. Маркетинговая и продуктная сегментация целевых рынков.
21. Параметры рынка интеллектуальной собственности как информация для оценки коммерческого потенциала инновации и для принятия управленческих решений.
22. Стоимость объекта интеллектуальной собственности в зависимости от характеристик инвестиционных процессов.
23. Определение стоимости технологии – валоризация.
24. Рынок технологий и интеллектуальная собственность, лицензии.
25. Влияние степени защиты интеллектуальной собственности, положенной в основу инновации, на силу и сроки воздействия конкурентов на потоки дохода от производства и продажи инноваций.
26. Степени защиты: уникальная компетенция, новизна разработки, ноу-хау, патент на изобретение.
27. Совокупность элементов защиты, создание собственного и преодоление чужих патентных барьеров для проникновения на рынки.
28. Инновационные технологические проекты как основа деятельности современного предприятия. Формы инновационных предприятий.
29. Особенности управления инновационными проектами. Функции в инновационных проектах.
30. Инвестиционный анализ инновационных проектов.
31. Финансирование инновационных проектов.

Отчетность

  • Семестр 1: Зач