Работа со школьниками

Ос­нов­ное на­прав­ле­ние ра­бо­ты со школь­ни­ка­ми на ка­фед­ре ори­ен­ти­ро­ва­но на до­пол­ни­тель­ное об­ра­зо­ва­ние в об­ла­сти ро­бо­то­тех­ни­ки. Об­ра­зо­ва­тель­ная ро­бо­то­тех­ни­ка се­го­дня — это увле­ка­тель­ное и со­вре­мен­ное на­прав­ле­ния раз­ви­тия твор­че­ских воз­мож­но­стей школь­ни­ков и сту­ден­тов. Она до­ступ­на для изу­че­ния прак­ти­че­ски всем, так как ба­зи­ру­ет­ся на по­пу­ляр­ных кон­струк­то­рах (в первую оче­редь — ЛЕГО) и пред­ла­га­ет неслож­ные сред­ства про­грам­ми­ро­ва­ния раз­ра­бо­тан­ных ро­бо­тов на ос­но­ве гра­фи­че­ских язы­ков. В то же вре­мя при раз­ра­бот­ке про­грамм для ро­бо­тов школь­ни­ки по­лу­ча­ют воз­мож­ность прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния зна­ний, по­лу­чен­ных на за­ня­ти­ях по ин­фор­ма­ти­ке, что по­вы­ша­ет их ин­те­рес к дан­но­му пред­ме­ту и сти­му­ли­ру­ет к изу­че­нию про­грам­ми­ро­ва­ния, необ­хо­ди­мо­го при обу­че­нии в ВУЗе.

На ка­фед­ре дей­ству­ет Ла­бо­ра­то­рия ро­бо­то­тех­ни­ки, ос­нов­ной це­лью ко­то­рой яв­ля­ет­ся про­па­ган­да ро­бо­то­тех­ни­че­ских зна­ний и при­вле­че­ние школь­ни­ков Ниж­не­го Нов­го­ро­да к за­ня­ти­ям об­ра­зо­ва­тель­ной ро­бо­то­тех­ни­кой (по­дроб­нее).

Ра­бо­та со школь­ни­ка­ми про­во­дит­ся в сле­ду­ю­щих фор­мах:

1. Уча­стие со­труд­ни­ков Ла­бо­ра­то­рии во всех Днях от­кры­тых две­рей (как ин­сти­тут­ских, так и об­ще­уни­вер­си­тес­ких), ор­га­ни­за­ция экс­кур­сий школь­ни­ков в Ла­бо­ра­то­рию.

Демонстрация моделей на Дне открытых дверей

Де­мон­стра­ция ро­бо­тов на Дне от­кры­тых две­рей (мо­де­ли раз­ра­бо­та­ны и из­го­тов­ле­ны сту­ден­та­ми ИТММ)

Дни От­кры­тых Две­рей — тра­ди­ци­он­ный спо­соб зна­ком­ства по­тен­ци­аль­ных аби­ту­ри­ен­тов с ка­фед­ра­ми и ла­бо­ра­то­ри­я­ми ин­сти­ту­та ИТММ, по­это­му в каж­дом та­ком ме­ро­при­я­тии Ла­бо­ра­то­рия ро­бо­то­тех­ни­ки при­ни­ма­ет обя­за­тель­ное уча­стие. Бу­ду­щие аби­ту­ри­ен­ты зна­ко­мят­ся как со стан­дарт­ны­ми ро­бо­то­тех­ни­че­ски­ми на­бо­ра­ми Lego Mindstorms EV3, на базе ко­то­рых раз­ра­бо­та­ны ро­бо­ты, ис­поль­зу­е­мые на прак­ти­че­ских за­ня­ти­ях по кур­су «Про­грам­ми­ро­ва­ние ро­бо­тов» на на­прав­ле­нии под­го­тов­ки «Про­грамм­ная ин­же­не­рия», так и с ро­бо­та­ми, раз­ра­бо­тан­ны­ми на дру­гих плат­фор­мах си­ла­ми сту­ден­тов ИТММ, за­ни­ма­ю­щих­ся в Ла­бо­ра­то­рии ро­бо­то­тех­ни­ки. На фото сле­ва на­пра­во:

  • Ро­бо­ти­зи­ро­ван­ный ав­то­мо­биль, вы­пол­нен­ный на плат­фор­ме Arduino для уча­стия в со­рев­но­ва­ни­ях в но­ми­на­ции «Ро­бо­траф­фик» Все­рос­сий­ско­го эта­па Все­мир­ной Ро­бо­то­тех­ни­че­ской Олим­пи­а­ды. Этот ро­бот в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме вы­пол­ня­ет несколь­ко упраж­не­ний, в том чис­ле гон­ки на ско­рость, про­езд ре­гу­ли­ру­е­мо­го пе­ре­крест­ка и па­рал­лель­ная пар­ков­ка.
  • Ро­бот ONO, вы­пол­нен­ный в рам­ках со­труд­ни­че­ства с фа­куль­те­том Со­ци­аль­ных Наук ННГУ, яв­ля­ет­ся пред­ста­ви­те­лем но­во­го на­прав­ле­ния — со­ци­аль­ной ро­бо­то­тех­ни­ки. Он пред­на­зна­чен для фор­ми­ро­ва­ния ком­му­ни­ка­тив­ных на­вы­ков у де­тей, стра­да­ю­щих аутиз­мом и спо­со­бен де­мон­стри­ро­вать 16 че­ло­ве­че­ских эмо­ций.
  • Мини-квад­ра­ко­пте­ры — это са­мые ин­те­рес­ные и од­но­вре­мен­но слож­ные в управ­ле­нии ро­бо­ты, пе­ре­ме­ща­ю­щи­е­ся в воз­душ­ном про­стран­стве.
    Они от­ли­ча­ют­ся от осталь­ных пред­став­лен­ных ро­бо­тов тем, что их ап­па­рат­ное и про­грамм­ное обес­пе­че­ние раз­ра­бо­та­но си­ла­ми са­мих сту­ден­тов. Эти ро­бо­ты уже вы­пус­ка­ют­ся мел­ки­ми се­ри­я­ми и пред­ла­га­ют­ся для ис­поль­зо­ва­ния в раз­лич­ных ро­бо­то­тех­ни­че­ских про­ек­тах.

2. Вы­пол­не­ние школь­ни­ка­ми на­уч­ных ра­бот под ру­ко­вод­ством со­труд­ни­ков Ла­бо­ра­то­рии и уча­стие с эти­ми ра­бо­та­ми в кон­кур­сах:

  • го­род­ском кон­кур­се НОУ (2016 г., Ма­шта­ков Да­ни­ил, МОУ СОШ №113);
  • кон­кур­се «Юные ко­струк­то­ры и ис­с­сле­до­ва­те­ли” (2013 г., Ки­се­ле­ва Ма­рия, Кон­ды­рев Алек­сандр, Ли­цей-ин­тер­нат ЦОД);
  • кон­курс РОСТ ISEF (2013 г.).

3. Про­ве­де­ние для школь­ни­ков Ниж­не­го Нов­го­ро­да ро­бо­то­тех­ни­че­ских со­рев­но­ва­ний «Ку­бок ННГУ».

Робототехническое соревнование «Кубок ННГУ»

Ро­бо­то­тех­ни­че­ское со­рев­но­ва­ние «Ку­бок ННГУ»

4. Ор­га­ни­за­ция уча­стия школь­ни­ков под ру­ко­вод­ством со­труд­ни­ков Ла­бо­ра­то­рии в ро­бо­то­тех­ни­че­ских со­рев­но­ва­ни­ях и фе­сти­ва­лях «Ро­бо­Фест-НН» (2017, Ан­дрей Сте­па­нов — пер­вое ме­сто, Да­ни­ил Несте­ров — тре­тье в но­ми­на­ции «Шорт-трек», ав­то­за­вод­ский АНО ДО ЦППР «Эм­па­тия», Дмит­рий Хмы­ров — 1 ме­сто в но­ми­на­ции “Сор­ти­ров­щик”).

Участники соревнований «РобоФест-НН» (2017)

Под­го­тов­ка к со­рев­но­ва­ни­ям под ру­ко­вод­ством Н.А. Бо­ри­со­ва. По­бе­ди­те­ли со­рев­но­ва­ний «Ро­бо­Фест-НН» (2017)

Кро­ме это­го во мно­гих учеб­ных за­ве­де­ни­ях Ниж­не­го Нов­го­ро­да ра­бо­та­ют круж­ки ро­бо­то­тех­ни­ки, в ко­то­рых пре­по­да­ют со­труд­ни­ки Ла­бо­ра­то­рии ро­бо­то­тех­ни­ки (по­дроб­нее).